Остеопороз

Остеопороз означает «пористые кости», иногда называют его называют тихим вором. Вы не можете ощущать, как кальций вытекает из ваших костей, и не можете видеть, как ваши кости становятся тоньше и легче. Прочность нашему скелету и костям придаёт фосфор и кальций. Но существует ряд заболеваний и состояний, когда эти элементы таблицы Менделеева почему то решают покинуть наш организм в той или иной степени.

Причины остеопороза и какой остеопороз бывает?

Первичный, его ещё можно назвать заслуженным или возрастным — возникает у женщин после климакса или у мужчин в силу старения и дряхления организма (у мужчин раза в три реже).

Во время менопаузы организм женщины во многом меняет производство гормонов, которые действовали в разные периоды его взрослой жизни. В буквальном переводе менопауза означает «конец ежемесячных». Это-конец менструаций и конец возможности родить. Для многих женщин это также чудесное начало, начало времени, когда они восстанавливают контроль над своим организмом и своей жизнью.

Свобода от гормонов, однако, требует своей цены. Все эти годы эстроген создавал женщине менструальный дискомфорт, но он также защищал накопленный в костях кальций. Как только организм женщины прекращает производить эстроген, он теряет его предохраняющее действие и становится беззащитными перед остеопорозом.

Вторичный или тот, что даётся в нагрузку к какому-нибудь уже имеющемуся заболеванию. Может быть выявлен в любом возрасте. Это могут быть гормональные проблемы — гиперфункция щитовидной железы, сахарный диабет, нарушения функции яичников, надпочечников и почек, обменные нарушения, печеночная недостаточность, хронические заболевания лёгких и т.д. Провоцирующие факторы — курение, неправильное и несбалансированное питание, чрезмерное употребление алкоголя и кофе, снижение двигательной активности, длительный приём некоторых препаратов (глюкокортикоидов, андрогенных препаратов, тиреоидных гормонов (L-тироксин и др.); антикоагулянтов; противосудорожных средств; антибиотиков тетрациклинового ряда, препаратов, применяемых в онкологии (цитостатики, цитотоксины); лития; метатрексата, циклоспорина А; фосфат-связывающих антацидов)

Что происходит внутри кости?

Кость — постоянно обновляющийся живой организм, она способна расти (срастается после перелома), и жизнь там течёт по своим законам. Есть у нас такие клетки: клетки разрушители кости — остеокласты и клетки — строители кости — остеобласты.

остеооо

Остеокласты работают как «санитары леса», они непрерывно путешествуют по костной ткани в поисках старых клеток, находят их, ра­створяют и поглощают старую кость, оставляя за собой свободное пространство. В эту пустоту тут же устремляются остеобласты и строят новую костную ткань. Когда в организме тишь, гладь и благодать, т.е. нет провоцирующих факторов возникновения остеопороза — между этими клетками тоже царит взаимопонимание и никто не ведёт никаких военных действий, то есть масса кости и ее сила остаются постоянными.
Предположим, вследствие каких-то причин внутреннее равновесие и мир нарушается и остеокласты начинают доминировать над остеобластами, т.е. рассасывание преобладает над обновлением — начинается процесс разрушения —ОСТЕОПОРОЗ.

Симптоматика остеопороза

Однажды вы неудачно шагнёте с бордюра или несильно упадёте, и кость сломается.. Переломы – наиболее серьёзное последствие, и как не странно — зачастую — первый симптом остеопороза. Наиболее серьёзные – переломы шейки бедра, поскольку они часто требуют хирургического вмешательства и нескольких месяцев восстановления. Переломы позвоночника также могут быть очень серьёзны и болезненны, и как правило, настигают женщин в среднем возрасте.

poroz

Поставить диагноз Остеопороз при осмотре больного, не прибегнув к исследованиям – не представляется возможным. Остеопороз в 99,9% случаев проявляет себя как банальный остеохондроз и все его многочисленные следствия.

Диагностика остеопороза

1. Pентген — самое простое и доступное исследование, где остеопороз зачастую обнаруживают впервые.

2. КТ или МРТ — более дорогостоящие, но более точные исследования, позволяющие рассмотреть структуру костной ткани в мельчайших подробностях.

3. Денситометрия — костная или денситометрия костей — DEXA — этостандартный метод измерения плотности костной ткани (ПКТ). Существует ультразвуковая и рентгенологическая.

4. Анализ крови.

• общий показатель Кальция — норма в крови -2,2-2,65 ммоль/л
  • неорганический Фосфор — норма в крови -0,85-1,45 мкмоль/л
  • Остеокальцин (неколагеновый белок) — норма:
    • мужчины – 12,0 — 52,1 нг/мл;
    • женщины в период пременопаузы – 6,5 — 42,3 нг/мл;
    • женщины в период постменопаузы – 5,4 — 59,1 нг/мл.
  • Паратгормон (гормон, синтезируемый паращитовидными железами) — норма — 9,5-75,0 пг/мл (0,7 — 5,6 пмоль/л).
  • Деоксипиридонолин (ДПИД) — маркёр, обозначающий степень разрушения кости  — норма-
    • мужчины – 2,3-5,4 нмоль ДПИД/моль;
    • женщины – 3,0-7,4 нмоль ДПИД/моль.

Лечение остеопороза

Двигательная активность

uprazhneniya

Сила и плотность костей достигают пика приблизительно к 35-ти годам. К возрасту 45 лет (60 лет для мужчин) вы уже имеете состояние (к счастью, обратимое), которое называется остеопения, означающая, что вы теряете около 0,5% костной массы каждый год. Ещё больше усложняя ситуацию, ваш организм начинает поглощать меньше кальция из продуктов питания. И чем менее активными вы становитесь, тем больше кальция ваш организм вытягивает из костей, чтобы удовлетворить свои нужды.

Наиболее эффективный способ предотвращения остеопороза – вести активный образ жизни. Нагрузочные упражнения (ходьба, бег трусцой, танцы, прыжки через скакалку) оказывают самый большой эффект, вынуждая ваши кости накапливать большое количество костной массы. Как минимум, проходите пешком, по крайней мере, 3 км три или четыре раза в неделю.

Лекарственная терапия

drugs

Любой из этих препаратов назначается только врачом под его дальнейшим наблюдением и корректировкой состояния пациента!!!

I. Препараты, способные угнетать растворение кости:
1) эстрогены (женские гормоны);
2) кальцитонины (гормон щитовидной железы);
3) бисфосфонаты (соли фосфора).

II.Препараты, способные стимулировать образование костной ткани:
1) препараты фтора;
2) фрагменты паратиреоидного гормона (в стадии изучения);
3) анаболические стероиды;
4) гормон роста.

III. Препараты с многоплановым действием:
1) активные метаболиты витамина D;
2) иприфлавон (синтетическое производное природных флавоноидов);
3) оссеин-гидроксиапатитный комплекс (получаемый из костной ткани животных).

Особенности рациона питания

Ca v productah

Женщины, проходящие и уже прошедшие менопаузу, должны принимать пищевые добавки с кальцием, поливитамины с повышенным содержанием кальция, чтобы поддерживать прочность костей. Его ежедневная доза — 1000 мг в день. Необходимо обратить особое внимание на продукты, богатые кальцием – это капуста брокколи, зелёная капуста, рыба (тунец, сардины, лосось), шпинат, молочные продукты.

Существует ещё заместительная терапия – приём эстрогенов (женских гормонов) – это сохраняет способность нашего организма противостоять потере кальция. Но! Приём этих гормонов имеет две стороны – положительная — снижение уровня холестерина, риска сердечно-сосудистых заболеваний, снижение риска возникновения рака яичников, болезни Альцгеймера (слабоумие), потери зубов и морщин. А вот отрицательная – увеличение риска рака груди и тромбообразования в крови.

Лечение остеопороза в нашей клинике

Как показывает практика и опыт, сам по себе остеопороз не болит, как правило, беспокоят пациента другие заболевания позвоночника и суставов. И именно с этими проблемами он обращается к врачу. Остеопороз выявляется как сопутствующее заболевание в ходе исследований. Поэтому, лечение в нашей клинике проводится комплексное — основного заболевания (остеохондрозгрыжи дисковискривления осанкирадикулит и т.д.) и, соответственно, остеопороза.  У нас разработан специальный /сочетанный/ комплекс лечебных мероприятий по восстановлению кальция в костях, укреплению костной массы, быстрого восстановлению переломов. Это, в частности, и физиотерапевтическое воздействие:

• мионейростимуляции (аппаратный тренажёр мышечной массы или тренажёр для ленивых)
  • лазеротерапия (противоотёчное, обезболивающее действие лазера основано на усилении метаболизма Ваших клеток — своего рода пробуждении)
  • магнито-ядерная терапия (улучшает кровоснабжение, усиливает приток крови, заставляет клетки работать в полноценном режиме » Я здоров»)
  • электрофорез с препаратами кальция (кальций, которого ой как не хватает вводится локально, местно, на патологическую зону)
  • противоболевой сканирующий модуль (работает по принципу радара — находит участок боли — поломки, сканирует и убирает её)
  • индукционная ударно-волновая терапия (именно индукционная (!), а не пневматическая /жёсткая, травматичная/ обладает мягким, щадящим воздействием на солевые шипы-остеофиты позвоночника и суставов)
  • ультрасонотерапия (специально подобранные пачки-импульсы ультразвука мягко шлифуют Ваши соли, бережно и тщательно накопленные за всю Вашу нелёгкую, трудовую жизнь)